ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей»
"Детский сад №84"
г. Каменск-Уральский
ул.Кирова, д.1
+7 (3439) 32-56-69
miss.alenka84@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей»

"Детский сад №84"
МЕНЮ
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
300 лет системе образования г. Каменска-Уральского

Знакомство с педагогом психологом

Уважаемые родители! Предлагаем Вам познакомиться с педагогом – психологом нашего детского сада – Крюковских Анной Валерьевной.

IMG 1041 1Кто такой педагог - психолог? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем?  Основная цель педагога-психолога в детском саду, это создать условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей всех детей.

Реализуются следующие задачи:

1) осуществление психологического обследования для своевременного выявления особенностей в психологическом развитии и (или) отклонении в поведении у детей;

2) проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, развитии, социальной адаптации;

3) Дидактическая и коррекционная  работа с детьми раннего возраста, имеющими различные трудности в развитии;

4) Психологическое консультирование родителей и педагогов.

Психологическое сопровождение дошкольников происходит в процессе различных видов деятельности: игровой, учебной, режимных моментов, а также в процессе психологического обследования детей и коррекционных занятий с ними.

Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

Психологическую диагностику.

Это изучение внимания, памяти,мышления, воображения, наличие страхов, тревожности. Например, уровень развития зрительной памяти мы определяем по методике «8 предметов»: ребенку предлагается посмотреть, запомнить и воспроизвести 8 предметов,которые были изображены на картинке.

Социально-коммуникативные игры.

Благодаря этим играм у детей воспитываются и развиваются: чувство сплоченности, умение работать в коллективе, подчинение правилам.

Поддержка детей, которые нуждаются в повышенном внимании. К ним относятся: гиперактивные, конфликтные, стеснительные, агрессивные, замкнутые и тревожные дети. Самое главное это своевременное выявление таких детей, выяснения причин подобного проявления. И исходя из причин, помогать детям адаптироваться в обществе. Быть уверенным в своих силах. Большое внимание в работе практического психолога уделяется подготовке ребенка к обучению в школе.

Участие ребенка в развивающих занятиях.

На любом коррекционноразвивающем занятии обязательно присутствуют упражнения, игры или мини-этюды, подготавливающие ребенка к обучению в школе. Все занятия проводятся в игровой форме, в работе психолог использует психомоторные, сенсорные, речедвигательные игры, упражнения на коррекцию эмоционального состояния, психогимнастические этюды, элементы изотерапии, сказкотерапии, песочной терапии и другие методы психологической помощи, способствующие гармоничному развитию вашего ребёнка.

Консультирование родителей (по желанию).

Так же педагог-психолог в детском саду проводит индивидуальные и плановые групповые консультации с родителями воспитанников. Главное, что в ходе этих консультаций родители ребенка получают возможность объективно оценить развитие и поведение своего малыша, понять, что является нормой для этого возраста, а что может говорить об отклонении, получить советы психолога относительно грамотного воспитания и того, как с минимальными затратами сил и нервов пережить очередной возрастной кризис ребенка.

Работа педагога-психолога с ребенком, проводится исключительно с письменного согласия законных представителей воспитанника!

Крюковских А.В

КОНСУЛЬТАЦИИ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА

«О НАКАЗАНИИ И ПООЩРЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Наказание в детском саду — вопрос очень щекотливый. Ребенок шагает по дороге жизни смело, не задумываясь над каждым шагом. Мы, взрослые, помогаем ему шагать по жизни, предостерегая и направляя его, рассказывая о том, как вести себя за столом и на улице, в общественном транспорте и в гостях. Нам кажется, что все эти правила непременно нужно соблюдать. Но всегда ли с этими правилами согласен ребенок? Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо.

Таким образом, каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

В наше время среди педагогов, психологов и родителей бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. В свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.

Наказание является составляющей часть воспитания.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка с целью вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия — разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя и допускать безнаказанность. Без применения какой–либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически.

Сразу скажем, что физические меры наказания недопустимы, как дома, так и в учебном учреждении, так как противоречат не только морально-этическим нормам, но и действующему законодательству.

Если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в дошкольном учреждении возможно применить педагогически оправданные наказания :

  • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Просьбы или советы
  • Лишение ребенка чего-то приятного. При этом важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детейсамое большое и действенное наказание-это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте несколько минут для них испытание!
  • Лишение каких- либо привилегий, например - не выбирают на главные роли в игре. Воспитатель может отстранить провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести или идти первым в строю - шалуны становятся последними.
  • Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.
  • Иногда применяют так называемый метод естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил — убери, налил воду — вытри, сломал постройку - возведи новую. ЭТО ВЫЗЫВАЕТ У РЕБЕНКА ОСОЗНАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОИМ ДЕЙСТВИЯМ: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо ИМЕТЬ В ВИДУ СЛЕДУЮЩЕЕ: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Правила наказания

  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
  • Наказаниеникогда не должно вредить здоровью.
  • Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай".
  • За один раз можно наказатьтолько за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать- за давностью все списывается.
  • Наказан - значит прощен, страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.
  • Любое наказаниене должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
  • Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Рекомендуется, чтобы время наказания не превышало количества минут, равного возрасту ребенка (для 5-летнего — 5 минут).

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания«Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им взрослые.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детейПоощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.

В дошкольном учреждении поощрение часто связано с наградой в виде разрешения поиграть с определенной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры, различных фишек при оценке их действий.

Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, – ждут подарков или начинают зазнаваться. Воспитатель не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей :

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают.
  • дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку без оценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

Правило второе

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Необходимо определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье

Требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении - это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Правило четвертое

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Таким образом, поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой “воспитание”. Поэтому каждому педагогу необходимо знать основные правила поощрения и наказания, и применять их сбалансировано, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК…

Предлагаем подсказки родителям на каждый день.

Данные рекомендации позволят выйти из различных сложных ситуаций, наладить контакт с ребенком и сохранить психическое здоровье всем членам семьи.

…отказывается от еды

«Скушай ложку за маму, ложку за папу… Вот и зайка с тобой кушает, и мишка… Не крутись! Не размазывай кашу по тарелке! Пока все не съешь — из-за стола не выйдешь…»

Родители, которые стремятся во что бы то ни стало накормить своего ребенка, пробуют множество разных способов: кормят с ложечки, читают во время еды книжки, включают мультики, ставят на стол игрушки, обещают награду или грозят наказанием.

Почему ребенок отказывается есть? Аппетит зависит не только от чувства голода, но и от самочувствия и настроения ребенка. Малыш может отказываться от еды, если он чем-то расстроен или поссорился с родителями, увлечен каким-то интересным занятием или считает приготовленное блюдо невкусным… Кроме того, проблемы с едой — нередко результат чрезмерной обеспокоенности родителей и отсутствия четких правил приема пищи.

Что делать:

1) не стремиться к тому, чтобы ребенок съел всю еду, которую ему положили;

2) не настаивать, если приготовлено то блюдо, от которого он обычно отказывается. Можно делать так. Со словами «Я знаю, что ты не любишь котлеты…» раскладывать их всем, кроме него. Повторить это в течение нескольких дней. Скорее всего, родительский отказ от борьбы заставит ребенка задуматься;

3) не пытаться накормить ребенка, который балуется;

4) не превращать прием пищи в игру;

5) по возможности садиться за стол всей семьей;

6) красиво сервировать стол, во время еды говорить только о хорошем;

7) готовить вкусную еду — такую, чтобы и самим получать от нее удовольствие;

Ребенка, который хронически мало ест, не прибавляет в весе и жалуется на боли в животе, следует показать врачу.

…не хочет вовремя ложиться вечером спать

Пришло время ночного сна, но ребенок капризничает, хочет поиграть еще или досмотреть мультик, сообщает, что голоден… Даже если родителям удается уложить его в кровать, он находит множество предлогов, чтобы не спать: ему хочется то в туалет, то попить, то еще раз пожелать родителям спокойной ночи…

Причины, по которым ребенок не хочет ложиться спать: чрезмерное возбуждение в вечерние часы; страх темноты; страх одиночества; желание участвовать в жизни взрослых; воспитательные ошибки родителей. Матери часто испытывают раздражение и беспомощность во время ежевечерних «баталий», ведь только после укладывания детей они могут уделить время себе и супругу. Не следует позволять детям лишать родителей такой возможности.

Что делать:

1) укладывать ребенка спать в отдельной комнате или отгороженном пространстве. У него обязательно должна быть своя кроватка;

2) четко определить время, когда малышу следует отправляться в постель;

3) избегать в вечерние часы занятий, подвижных игр, шума;

4) заранее предупреждать ребенка о том, что приближается время сна;

5) своевременно отправить его в туалет, вымыть ноги (принять душ), умыться, почистить зубы и переодеться;

6) подготовить для сна удобную, мягкую одежду;

7) хорошо проветрить комнату перед сном;

8) оставить у кроватки стакан с водой;

9) укладывая ребенка, в течение определенного времени побыть рядом с ним: почитать ему, рассказать сказку. После обозначенного времени игнорировать попытки ребенка затянуть отход ко сну. Если он приходит в родительскую спальню, отводить его обратно.

В крайних случаях следует обратиться к врачу или психологу — возможно, у ребенка есть серьезная причина для бессонницы.

…устраивает истерики

Сережа с мамой в детском магазине. Мальчик видит большую красивую машину. «Мама, купи!» — просит Сережа. Мама объясняет, что это очень дорогая игрушка. Но Сережа не хочет слышать ее объяснений и, топая ногами, кричит: «Купи, купи!!!» На них начинают оборачиваться другие покупатели…

Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь добиться от взрослых исполнения своих желаний.

Причины истерик: 1) взрослые отказываются выполнить желание ребенка; 2) взрослые выдвигают чрезмерные или противоречивые требования; 3) ребенок устал или находится в состоянии нервного перевозбуждения; 4) ребенок подражает другим детям.

Как правильно реагировать на детскую истерику:

1. Помочь ребенку выразить свои чувства словами. «Ты хочешь машинку и злишься, потому что не можешь ее получить?» Доброжелательно, но твердо сказать: «Я тебя понимаю, но такое поведение недопустимо». Также спокойно предупредить малыша о последствиях: «Тебе надо успокоиться, иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернемся домой без мячика, за которым пришли. Ты помнишь про мячик?» (и выполнить свое обещание, если истерика не прекратится).

2. Взять тайм-аут. Усадить ребенка на стул или отвести в комнату (важно, чтобы он не мог причинить себе серьезного вреда) и оставить одного, а если это невозможно, то самим покинуть помещение (уйти в ванную, кухню или спальню). Без зрителей истерика часто прекращается сама собой.

3. Сохранять контроль над собой. Не кричать на ребенка и не угрожать ему — это плохой пример для подражания. Когда он успокоится, сказать: «Я была очень огорчена твоим поведением, но рада, что ты смог (смогла) успокоиться».

Как избежать истерик:

1) научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах;

2) оберегать малыша от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения в связи с новыми впечатлениями.

Дети, склонные к частым истерикам, могут вырасти избалованными, агрессивными и эгоистичными.

…боится темноты

Ребенок боится спать в темноте и настаивает, чтобы родители оставляли свет включенным, а дверь открытой.

Причины детского страха темноты:

  • неуверенность в родительской любви, тревожность, ощущение враждебности и опасности окружающего мира;
  • чувство протеста, ревность по отношению к младшему брату, сестре, бессознательное желание вновь оказаться самым маленьким и любимым;
  • повышенная возбудимость и нервозность в связи с перенесенным заболеванием;
  • смена обстановки, перевод ребенка в отдельную комнату;
  • рассказы или телепередачи с устрашающими сюжетами, которые ребенок слушал или смотрел перед сном.
Как вести себя родителям

Правильно

Неправильно

Соблюдать ритуал укладывания: умыть; переодеть в одежду для сна; прочитать или рассказать сказку; поцеловать на ночь

Брать ребенка в свою постель

Предлагать в вечерние часы спокойные занятия

Играть в шумные игры

Оставлять дверь в комнату приоткрытой, а ночник включенным

Говорить «Как тебе не стыдно, ты уже совсем большой, а такой трусишка!», выключая при этом свет и закрывая дверь

Предложить игрушку-защитника, например медвежонка, который будет спать в кроватке вместе с ребенком

Проверять с фонариком темные углы. Слишком серьезные старания взрослых убедить ребенка в беспричинности его страха только усиливают его

Сохранять полное спокойствие, когда ребенок рассказывает о своих страхах

Насмехаться над ребенком или ругать его

Следует знать: загнанные внутрь страх и тревога могут повлечь за собой серьезные последствия — развитие тяжелого невротического состояния.

…капризничает

 

«Ма-ам, ма-а-а-ам, ну ма-а-а-ам! А-уууу-ииии-аа! Ма-ам!» — изматывающее хныканье, то затихающее, то нарастающее с новой силой. «У меня ускоряется сердцебиение, начинает болеть голова, я перестаю себя контролировать, когда слышу ЭТО!» — в отчаянии жалуется мама.

Что делать, если ребенок ноет? Как реагировать на детские капризы?

Причины детских капризов: плохое самочувствие; начинающееся заболевание; усталость, недосып, переутомление; реакция на внутрисемейные конфликты; желание получить внимание родителей; реакция на запрет; желание добиться своего; скука, отсутствие интересных занятий; привычное нытье без причины.

Пик детских капризов приходится обычно на четыре года, но они могут продолжаться и в школьном возрасте.

Что делать:

1) постараться понять причину каприза;

2) сообщить ребенку о том, что его понимают. Рассказать, что вы сделаете в связи с этим: «Через полчаса я закончу свои дела и приду к тебе в комнату»;

3) спокойно объяснять причины запретов;

4) попросить ребенка высказать свои потребности обычным голосом;

5) учить его выражать свои чувства с помощью слов, а не нытья и капризов;

6) говорить в присутствии ребенка о собственных чувствах: «Как жаль, что я разбила свою любимую чашку. Очень обидно!»;

7) не уступать ребенку, реагировать на его капризы спокойно, доброжелательно, но твердо: «Я понимаю, что ты устал и хочешь кушать, но нам нужно проехать еще две остановки»;

8) хвалить ребенка, когда он выражает свои потребности нормальным тоном;

9) позаботиться об интересном досуге и занимательных играх для него;

10) помнить: любые изменения требуют времени, а значит, надо запастись терпением.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

(Л. А. Венгер).

3aeb328265967471252277a431e11de9Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы.

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя, прежде всего, интеллектуальную, мотивационную и волевую готовность.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей считают, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа должна привлекать не внешней стороной (например, атрибутами школьной жизни – портфелем, тетрадями, карандашами или новыми друзьями, а возможностью получить знания. Можно спросить у своего ребенка хочет ли он пойти в школу. Если он ответит утвердительно, то следующий этап – это узнать причину этого желания. Почему он хочет пойти в школу? Из-за чего? Исходя из ответов ребенка можно сделать вывод о сформированности мотивационной готовности.

Для формирования мотивационной готовности важно создавать положительный образ самой школы, обучения, учителя и самого ребёнка как ученика. Для этого можно рассказывать ему о своих любимых предметах и учителях, о школьных друзьях, читать рассказы и смотреть фильмы про школу. Если ребёнок уже грезит о какой-либо профессии, объясните ему, что все люди учатся для того, чтобы стать теми, кем они хотят.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Даже с хорошими навыками чтения и счёта ученику придётся трудно, если он недисциплинирован. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Для тренировки волевой готовности хорошо подходят графические диктанты, а также игры с инструкциями. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Ещё один ценный навык дошкольника – бытовая самоорганизация. Если ваш ребёнок постоянно разбрасывает вещи и игрушки, убирать которые он забывает – в школе ему придется трудно. Формируйте полезную привычку класть всё на место, только действуйте без агрессии. Это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Учите ребенка быть более ответственным и самостоятельным.

Интеллектуальная готовность – это наличие широкого кругозора и прочного запаса знаний, умение думать, анализировать, делать выводы, развитые внимание и память, мышление и воображение, способность ориентироваться во времени и пространстве.

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает успешное обучение.

Если вы не подавляли исследовательский интерес своего ребёнка, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите дошкольника самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Итак, как выглядит готовый к школе первоклассник:

  • у него есть желание учиться;
  • может довести начатое дело до конца;
  • способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его;
  • понимает с какой целью он будет учиться в школе;
  • не сторонится общества;
  • комфортно чувствует себя в коллективе;
  • умеет знакомиться со сверстниками;
  • имеет навыки аналитического мышления.

Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Стоит помнить, что с одной стороны, 1 сентября для ребенка – это радостное и торжественное событие, а с другой – это шаг в неизвестность. А неизвестность, как мы знаем, полна страхов, тревог и волнений. Поэтому в процессе подготовки ребенка к школе, особое внимание родителям необходимо уделить проговариванию или проигрыванию проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у ребенка.

Поговорите о чувствах ребенка, о его опасениях и страхах. Поддержите его уверенность в том, что он уже становиться взрослым и самостоятельным и может справиться с новыми возникшими задачами. Учитывая тот факт, что ведущей деятельностью 6-7 летнего ребенка по-прежнему остается игра, попробуйте поиграть в сюжетно-ролевую игру «Школа». Попросите ребенка сначала примерить на себя роль ученика, а потом и учителя. Создавая проблемные ситуации, понаблюдайте за ребенком, предлагайте ему разные способы разрешения возникших трудностей. Расспросите ребенка о его чувствах и эмоциях, связанных с возникающими трудностями, о чувствах и эмоциях учеников и учителей в этих ситуациях.

И в заключение еще несколько важных советов:

  • Избегайте чрезмерных требований;
  • Не пугайте ребенка трудностями и неудачами;
  • Показывайте ребенку свою любовь, дайте ему понять, что хотя он и становиться взрослее, вы будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Помните, он по-прежнему остается ребенком.

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

 

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

2807019Почему дети ведут себя плохо? Почему они делают нам все назло? Эти частые вопросы родители задают психологу на консультациях.

Когда родитель воспитывает ребенка, то часто встречается и со своими сложными чувствами, и с чувствами ребенка.

Благодаря воспитанию родитель показывает детям, как устроен мир, учит жить в обществе, где есть правила, границы, закон и ответственность, учит жить в согласии с собой и окружающими. Поэтому просто любить ребенка недостаточно, воспитывать нужно тоже.

Иногда родители могут неадекватно оценивать свою роль при воспитании ребенка. Это проявляется в одном из четырех стилей, где в результате они сталкиваются с избалованностью ребенка, трудным поведением. Поэтому, если есть проблемы с послушанием, нужно в первую очередь взглянуть критично на стиль воспитания. Рассмотрим четыре стиля воспитания, которые определили Б.Б. Грюнвальд и 
Г.В. Макаби.

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К ИЗБАЛОВАННОСТИ РЕБЕНКА

Стиль воспитания №1 - СВЕРХЩЕДРОСТЬ

Как проявляется: Родители предоставляют ребенку все, что он пожелает, обычно руководствуясь тем, что в детстве у них не было такого изобилия, поэтому пусть их дети ни в чем не нуждаются. Такие дети измеряют свою ценность количеством подарков: не купишь мне куклу – значит не любишь меня! Родители дают им все самое лучшее, даже иногда ущерб себе. Дети научаются манипулировать, лишь бы получить желаемое.

Почему возникает: Обычно родители руководствуются тем, что в детстве у них не было такого изобилия, поэтому пусть их дети ни в чём не нуждаются. Особенно это характерно  для семей с хорошим достатком. Тогда дети измеряют свою ценность и любовь к ним количеством подарков. Дети с трудом переносят отказы, впадают в тяжелые эмоциональные состояния, которые не выдерживают родители. Дети научаются манипулировать, чтобы получить желаемое.

Результат: Дети превращаются в потребителей: у них в избытке всего, а им все мало. Опасность в том, что потом из таких детей могут вырасти люди, которые не умеют чувствовать и понимать свои потребности и выстраивать адекватную стратегию по получению желаемого (не манипулировать другими, а делать что-то значимое самому). Такие дети часто ни к чему не стремятся, потому что когда-то родители уж слишком быстро удовлетворяли их желания, не дав ребенку преобразовать импульсы неудовлетворенной потребности в энергию достижения. Родители сверхщедростью компенсируют свое чувство вины, что не имеют возможности дать ребенку достаточно внимания и любви в силу личных обстоятельств.

Стиль воспитания № 2. ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ

Как проявляется: Родители позволяют ребенку делать все, что ему захочется, при этом не принимая во внимание то, как эти действия скажутся на других. В таких семьях дети решают что, когда и как им делать. Нормой становятся: вседозволенность, неусвоение норм и правил поведения

Почему возникает: Родители считают, что ребенку необходимо самовыражаться и предоставляют им много свободы. Родители боятся фрустрировать детей, нанести им какую-либо психологическую травму, что воспитание уходит на задний план (практически нет границ дозволенного). За вседозволенностью родители прячут страх навредить ребёнку. Дети становятся главными в семье, родители оказываются на ступень ниже.

Результат: Дети не видят границ дозволенного, не учатся уважать границы других, не получают навык проживания сложных чувств при столкновении с ограничениями, например, когда есть некие запреты. В результате, когда дети попадают в социум, они имеют множество проблем в отношениях со сверстниками и с другими взрослыми: им гораздо сложнее уступать, находить компромиссы, проживать чувства.

Стиль воспитания № 3. СВЕРХОПЕКА

Как проявляется: Родители преувеличивают опасности и недооценивают возможности ребенка с ними справиться: «Не лезь туда, упадешь! Не торопись, жуй хорошо, подавишься! Не делай уроки без меня, наделаешь ошибок…».

Почему возникает: Такая сверхопека родителей связана со страхом, что если они не уступят желаниям ребёнка, то он может почувствовать себя нелюбимым. Реализовывая такой стиль воспитания, родители лишают ребёнка веры в свои силы и в свои возможности, внушая своими действиями, что сам ребёнок ни на что не способен.

Результат: Родители приучают ребенка не принимать ответственность за себя и зависеть от других. Ребенок перестает что-либо делать сам, все время ждет поддержки. В итоге вырастают дети с заниженной самооценкой, со страхами. Им не позволили еще в детстве учиться на своих ошибках, на последствиях своих поступков, за них везде заступались, их от всего оберегали. В будущем такой стиль воспитания может привести ребенка к жертвенной позиции.

Стиль воспитания № 4. ДОМИНИРОВАНИЕ

Как проявляется: Родители прививают ребенку страх использовать свое мнение, они уверены в том, что ребенок не может и шагу ступить без их контроля и без их позволения. Здесь родители проявляют власть и позицию «над».

Почему возникает: У таких родителей наблюдается страх отпустить контроль, недоверие к ребёнку. В адрес ребёнка часто направлены запреты. Родители отмечают несамостоятельность своих детей, но при этом продолжают доминировать.

Результат: Когда много контроля извне, ребенок совершенно не учится брать на себя ответственность, он вырастает инфантильным. У ребенка есть страх совершить ошибку и быть наказанным за нее, потому что постоянно в голове слова матери: «Я же тебе говорила! А ты мать не послушал! Ни на что ты сам не способен. Положиться на тебя нельзя!.." Дети таких родителей, становясь старше, могут восстать против них. Очень часто в подростковом возрасте родители сталкиваются с очень сильной агрессией, протестом и обесцениванием. Это дает ребенку хоть какое-то чувство превосходства, которого он был лишен все детство.

06.03.2023г.
Крюковских А.В

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ, ЧТОБЫ НЕ ТРАНСЛИРОВАТЬ ДЕТЯМ ТРЕВОЖНЫЙ ФОН.

тревога 2В условиях эмоциональной напряженности дошкольники перенимают негативный эмоциональных фон от взрослых, особенно близких – родителей и педагогов. Поэтому важно регулировать свое эмоциональное состояние. 

Как родителям и педагогам поддерживать себя, чтобы не транслировать детям тревожный фон

Дети чутко реагируют на психологическое состояние значимых взрослых. Заботьтесь о себе, чтобы сохранять стабильный эмоциональный

Старайтесь ограничить время, которое вы проводите за чтением новостей и блогов.

Достаточно просматривать их 1_2 раза в сутки, лучше в утреннее или дневное время, но не сразу после

пробуждения.                 

Оставляйте возможность для минимальной физической активности.

Тревожные и депрессивные состояния отступают, когда мы двигаемся.

Обратите внимание на свой ритуал перед сном.

Можно почитать, послушать аудио-медитации.

Занимайтесь дыхательными практиками.

Простая рабочая практика – глубокое дыхание в живот.

Работайте со своими эмоциями.

Выполняйте психотерапевтические техники с помощью книг, например, Р. Лихи «Свобода от тревоги», – самостоятельно или с помощью специалиста.

Помогайте детям утилизировать свои эмоции.

Да, они могут испугаться, начать тревожиться, но запрещать им чувствовать это совершенно бессмысленно – равно как и полностью впадать во власть аффекта.

Какие меры предпринять, если тревожность уже повысилась – вплоть до случаев, когда ребенок или взрослый паникует. Предлагаю ознакомиться с инструкцией по экспресс-помощи и примерами техник, которые помогают справиться с тревогой

Что делать, если ребенок или близкий сильно тревожится

Поддержите, дайте выговориться, выполните техники.

Быстрая помощь близким при сильной тревоге:

  • Дайте человеку присесть или прилечь, попить воды, при необходимости обнимите.
  • Напомните о том, что необходимо дышать.
  • Предложите проговорить, что он чувствует.
  • Предложите ребенку или близкому описать, что он ощущает в своем теле, а потом – что видит вокруг.

Примеры техник против тревоги:

«Пальцы». Сосредоточьтесь на ощущениях в безымянном пальце левой руки: тепло или холодно, есть опора или нет? Дотроньтесь до безымянного пальца и поисследуйте ощущения. Переместите внимание на мизинец правой ноги и проделайте ту же операцию. Так вы сконцентрируете внимание на новых ощущениях, что поможет выйти из круговорота тревожных мыслей.

«Уютное место». Попробуйте найти воспоминание о месте, когда вам было максимально уютно.

Сконцентрируйтесь на деталях. Что вокруг, кто рядом? Что чувствовало тело? Если в памяти нет таких моментов, вообразите подобное место. 

«В порядке». Составьте два списка: «Что прямо сейчас в порядке со мной и внутри меня?» и «Что прямо сейчас в порядке в моем окружении?» Это могут быть простые вещи: сейчас вам тепло, близкие дома, а ваш ребенок сделал прекрасный рисунок. Так мы смещаем концентрацию на части реальности, которые в порядке.

                                                                                                                                    14.11.2022 г

Педагог-психолог: Крюковских А.В

10 книг которые научат понимать детей

Книги, которые научат понимать детей

Появление ребенка – это большое счастье для родителей. Но как из огромного количества информации по уходу, развитию и воспитанию, выбрать действительно полезные методы и советы?

Дети всегда будут капризничать и не слушаться. У них на это есть причины. Как же понять их и сохранить свои нервы? Об этом задумывается большинство мам и многие папы. Ответ прост: надо учитывать особенности ребенка. Возрастные, психологические, индивидуальные.

Сейчас для этого не нужно идти к специалистам или быть психологом. И даже не придется читать заумные фолианты. Для современных родителей есть интересные книги по воспитанию детей, написанные простым языком, с примерами и даже юмором.

Зачем читать книги о воспитании детей?

Прежде всего, нужно принять то, что у родителей могут возникать вопросы о том, как воспитывать своих детей. Это нормально, что вы чего-то не знаете о них, порой не понимаете, что с ними делать и почему они ведут себя определенным образом.

Дети не даются нам с инструкцией по применению, опыт воспитания их и понимание особенностей психики в комплект не входят.

В этом смысле книги можно считать своего рода инструкцией по пониманию детей. Но авторов, которые пишут про детей много. Какую же инструкцию читать?

Есть хорошее высказывание: чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 хороших книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи. С книгами по воспитанию детей то же самое: никогда не знаешь, в каком источнике найдешь ответ на свой вопрос.

Я составила свой топ-10 произведений. Это книги по детской психологии, которые стоит прочитать. Они помогут вам найти общий язык с детьми, понять их и принять себя как родителя.

Представляю Вашему вниманию полезную литературу признанных мастеров детской психологии и педагогики для «читающих» родителей. Здесь собраны лучшие книги по психологии дошкольников, о воспитании детей дошкольного возраста. Авторы в доступной форме, с примерами, поделятся с вами секретами успешного взаимодействия с детьми.

Крюковских Анна Валерьевна
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №84»

 

© 2024. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84».